65080, г.Одесса,
ул.В.Терешковой 20/В
(ул.Героев Крут)

UkrBusTour

История автобуса как общественного транспорта

Сегодня автобус для нас нечто само собою разумеющееся. Это настолько привычный вид транспорта для миллионов людей, что мы даже не задумываемся о том, насколько может быть интересной история его появления. Даже название автобуса имеет свое историческое развитие, ведь образовалось оно от двух слов: знакомого нам “автомобиль” и слова “омнибус”, которое с латыни переводится как “всем”, то есть, “автомобиль для всех”.

Появился первый автобус более 200 лет назад в Великобритании. В 1801 году изобретатель первого британского паровоза Ричард Тревитик, создал автомобиль на паровом двигателе, который мог перевозить одновременно 8 человек. Кроме водителя, такой “автобус” обслуживал еще и кочегар. Транспорт настолько понравился, что в первое время его использовали не столько для передвижения, сколько для забавы.

Уже в 1879 году некий предприниматель из Киева закупил омнибусы, но “новинка” не прижилась, поскольку, хоть и стоила дешевле извозчика, быстро приходила в техническую негодность, к тому же таких омнибусов было мало (всего 7), тогда как желающих сэкономить - гораздо больше.

Тем временем автобус продолжали модернизировать, увеличивалось количество мест, а в 1886 году появился первый автобус на электрическом двигателе, который и ездил быстрее, и перевозил больше пассажиров. Чуть позже в Германии, немцы, воодушевленные идеей британцев, выпустили автобус с двигателем внутреннего сгорания, который использовали для перевозки пассажиров между городами.

В 1901 году в России на заводе “Dux” выпустили автобусы на электродвигателе, который ездил по городу со скоростью до 20 км/ч, в то время как немецкий достигал скорости лишь - 13 км/ч. В апреле 1903 года в Лондоне был запущен первый рейс городского общественного автобуса. В этом же году в России был выпущен первый автобус с двигателем внутреннего сгорания. У него имелся лишь один недостаток - открытые места, из-за которых пассажиры чувствовали себя не очень уютно в дождливую Питерскую погоду.

Как ни странно, первый городской общественный автобус в России появился вовсе не в “столицах”, а в Архангельске, в 1907 году. Это был импортированный из Германии автобус “NAG”, который мог перевозить сразу 25 пассажиров. Чуть позже, в 1907 году, первый общественный автобус появился в Санкт-Петербурге, а вот регулярные перевозки общественного транспорта в Москве стартовали только в 1922, хотя пассажирские автобусы уже ездили. В Киеве же курсировать на регулярной основе автобусы стали с 1925 года.

Появление автобусов потребовало выравнивания мостовых, чтобы люки не выступали над поверхностью, появились остановки, регулярные маршруты, которые существенно изменили инфраструктуру городов. Модернизировались также и автобусы, постепенно приобретая уже знакомый нам вид.